Работу с физлицами украинские банки ранее воспринимали как придаток к своей основной деятельности – обслуживание предприятий. После активного вхождения в отечественный банковский сектор зарубежных финучреждений, которые принялись усиленно возделывать непаханое поле розничного банкинга, украинские банкиры также заинтересовались работой с мелким клиентом.

В первую очередь это коснулось предоставления кредитов населению и развития карточного бизнеса. Привлекать депозиты физлиц до сих пор кажется банкам занятием трудоемким и не столь прибыльным. Получать финансирование банки предпочитают на внешних рынках большими партиями и подешевле. Поэтому четкой тенденции в увеличении объема депозитов населения отмечено не было, хотя в целом наблюдается прирост, который в большей степени является следствием общего развития финансовой системы.

Противоположная ситуация наблюдается с выдачей кредитов. При сравнении данных на начало мая 2003-го и 2006 гг. четко видна тенденция увеличения доли кредитов, выданных физическим лицам, в кредитно-инвестиционном портфеле банков. Если по данным на 01.05.2003 она составляла менее 10%, то в 2006 г. достигла почти 25%.

Что касается карточного бизнеса, то его развитие шло наиболее успешными темпами в 2003-2004 гг., в пору бума зарплатных проектов. Теперь наращивать количество карт банкам значительно труднее: брать клиента оптом уже не получается, необходим индивидуальный подход. На конец 2005 года по разным оценкам количество платежных карт в Украине составило около 25 млн. штук. В 2006 г. банкиры прогнозируют рост около 40%. Радужные перспективы омрачает лишь одно обстоятельство: при достаточно активном росте количества карт объем безналичных платежей почти не увеличивается. Мешают этому многие факторы, начиная с отсутствия достаточного количества POS-терминалов, заканчивая врожденной любовью украинцев к наличным деньгам. Этой проблемой сейчас заняты не только умы банкиров, но и государственных мужей. Подтверждение тому – ряд нормативных актов, направленных на развитие безналичных расчетов.

РЕКЛАМА

Однако наибольшие перспективы банкам все же сулит кредитование населения. «Сейчас только 7% украинского населения пользуется кредитами, так что о буме говорить еще рано. Все только начинается», – сообщила изданию СЕЙЧАС начальник департамента розничного кредитования «Укрпромбанка» Виктория Побединская. Чтобы завоевать свою нишу на рынке кредитования физлиц, банку стоит приложить усилия. Уровень конкуренции на рынке розничных банковских услуг с каждым годом все выше и выше. При этом конкурировать украинским новичкам приходится с «дочками» матерых зарубежных финансовых структур, которые отточили мастерство работы с розничным клиентом на мировых рынках.

«Розничный банкинг – это «Макдоналдс». Главные принципы те же: простота, быстрота и дешевизна. Именно в этих направлениях необходимо развиваться», – считает заместитель директора департамента розничных продуктов банка «Надра» Игорь Дорошенко. Кстати, тему сравнения банка с известным фаст-фудом на форуме «Рынок капитала Украины», где активно развивалась тема розничного банкинга, эксплуатировали многие банкиры, определив для себя ассоциативный пример для подражания.

Банкиры прогнозируют более четкое разделение банков на универсальные и специализированные. А тех, в свою очередь, – на розничные и корпоративные. «В статус универсальных перейдут крупные банки первой десятки. Более мелким придется специализироваться либо на рознице, либо на работе с корпоративными клиентами», – считает заместитель директора департамента клиентской политики «Укргазбанка» Андрей Шаповал. Некоторые банки уже сделали свой выбор. В розницу ушли «Правэкс-банк», «ПроКредит Банк», «Аркада», «Синтез», «Икар-банк», Международный ипотечный банк, «Дельта-банк» и некоторые другие. Также активно развивают розничные направления, но не специализируются на них «УкрСиббанк», «Укрсоцбанк», «Надра» и «Аваль». Особое место в розничном банкинге отводится Ощадбанку, который имеет два серьезных преимущества: разветвленную сеть и известное имя. Доброе или нет – вопрос второстепенный. Банкиры считают, что при определенных обстоятельствах именно Ощадбанк может занять лидирующую позицию на рынке. «Если Ощадбанк будет продан, он за год-полтора войдет в тройку лидеров по обслуживанию розничных клиентов», – считает директор департамента продаж «Дельта-банка» Виталий Иваненко.

Источник – “ЛІГАБізнесІнформ”