Гарантии прав кредитора на практикеКак и несколько лет тому, сегодня банки при взыскании задолженности по кредитам с заемщиков – физических лиц сталкиваются с сопротивлением не только со стороны недобросовестных заемщиков, но и со стороны государственных органов. Хотелось бы напомнить, что при невозврате кредитов именно заемщики, а никак не банки, допускают нарушения норм действующего законодательства и тем самым наносят ущерб вкладчикам и клиентам банков.

А ведь стабильная работа банков является залогом успешного развития экономики, а на их работу, в том числе, влияет и своевременный возврат заемщиками денежных средств, полученных в кредит.

К сожалению, очень часто банки, предпринимающие меры по возврату долгов, воспринимаются как негативные участники взаимоотношений “заемщик – банк”. Это касается не только обывателя (c менталитетом не поспоришь), но и государственных органов, которые должны идти в ногу с развитием социума и защищать интересы закона и справедливости.

При принудительной реализации решений судов о взыскании с заемщиков долгов по кредитам у банков возникает множество преград, вызванных несовершенством законодательства, а также действиями государственных органов, которые то ли из-за чрезмерной занятости, то ли вследствие тонкого расчета допускают в своей деятельности нарушение действующего законодательства и, как следствие, невыполнение своих основных функций. Предлагаю остановиться на одной из указанных проблем – исполнении решений судов о взыскании задолженности с должников – физических лиц через Государственную исполнительную службу (ГИС).

После обращения банком в орган Государственной исполнительной службы с исполнительным листом и продажи имущества должника, стоимость которого не полностью покрывает сумму долга, и после получения государственным исполнителем ответов об отсутствии у должника другой недвижимости и транспортных средств у государственного исполнителя отсутствуют дальнейшие возможности для работы с данным должником и взыскания долга с его регулярного заработка. Это происходит из-за отказов органов Государственной налоговой службы (ГНС) в предоставлении информации о месте получения дохода физического лица на письменные запросы государственных исполнителей.

Статьей 2 Закона Украины “О Государственной налоговой службе на Украине” предусмотрено, что одной из задач органов ГНС является формирование и ведение Государственного реестра физических лиц – плательщиков налогов и других обязательных платежей.

РЕКЛАМА

В соответствии с нормами статьи 6 Закона Украины “Об исполнительном производстве” требования государственного исполнителя, касающиеся исполнения решений судов, являются обязательными для всех органов, организаций, должностных лиц, граждан и юридических лиц на территории Украины. Государственному исполнителю в установленный им срок должны быть предоставлены бесплатно документы или их копии, необходимые для осуществления его полномочий. Невыполнение законных требований государственного исполнителя тянет за собой ответственность в соответствии с законом. При нарушении требований указанного Закона, невыполнении законных требований государственного исполнителя гражданами или должностными лицами, неподаче или предоставлении неправдивых сведений о доходах и имущественном состоянии должника на должностных лиц по постановлению начальника соответствующего органа государственной исполнительной службы, которому он непосредственно подчинен, налагается штраф от десяти до тридцати не облагаемых налогами минимумов доходов граждан в порядке, предусмотренном законом.

Несмотря на наличие указанных прав у государственного исполнителя, на практике он не может получить в органах ГНС информацию об источнике доходов должника – физического лица. В своих отказах в предоставлении такой информации должностные лица органов ГНС ссылаются на невозможность разглашения конфиденциальной информации о физических лицах без заключения между Министерством юстиции Украины и Государственной налоговой администрацией соглашения о совместном пользовании Государственным реестром физических лиц – плательщиков налогов. Такая позиция вызывает, мягко говоря, удивление, поскольку идет вразрез с нормами действующего законодательства Украины. При этом грубо нарушаются права кредитора, а недобросовестный заемщик банка, благодаря действиям органов ГНС, имеет возможность спокойно работать, получать доход и не платить по долгам.

Следует также обратить внимание на то, что информацию об источнике дохода физического лица запрашивает не праздный интересующийся (который легко может получить такую информацию известным способом), а государственный исполнитель в процессе исполнения решения суда!

Факты наложения на должностных лиц ГНС штрафов за непредоставление информации на запросы государственных исполнителей неизвестны, а вот обращения в суд с заявлениями о понуждении органов ГНС выдать такую информацию имели место вместе с положительными решениями по данным искам и их добровольным исполнением. Однако считаю, что это не выход ни для банков (количество должников у которых – сотни и тысячи), ни для государственных исполнителей (единицы из которых имеют время и желание заниматься подобными судебными тяжбами). Обращения в Минюст по поводу содействия в разрешении спорной ситуации не дают позитивного результата, и банки по-прежнему остаются один на один с проблемой поиска места работы должников – физических лиц и взыскания долгов по кредитам с заработка должника.

Призываю банкиров объединять усилия и бороться за свои права совместно, поскольку, только накопив критическую массу обращений во всевозможные государственные органы, мы сможем сдвинуть с мертвой точки разрешение указанного конфликта и получать не только справедливое решение в суде, но и его справедливое исполнение.

Автор – Анна САМБОРСКАЯ
Источник – “
Юридическая практика” (№ 36, 2-8 сентября 2008)