В прошлом году банки заработали 7,3 млрд. грнПри этом доход, по мнению экспертов, является большей частью «бумажным». Что скрывают украинские финансисты за красивыми цифрами в банковской отчетности и почему обнародованные Национальным банком Украины (НБУ) результаты  работы украинской банковской системы за 2008 год не отражают реального состояния дел в отрасли?

Прошлый четверг выдался не самым легким днем для страны. Из-за дорожных пробок, созданных забастовщиками-автомобилистами, вовремя не смогли добраться на работу не только депутаты, но и первые лица Ассоциации украинских банков на пресс-конференцию, посвященную результатам работы украинских банков в 2008 году. Представителей масс-медиа собралось как никогда много. Камеры, диктофоны и активное обсуждение насущных финансовых проблем. Плоды банковской работы попали в разряд наиболее животрепещущих вопросов. После некоторого ожидания взгляды и объективы устремились в сторону вошедших в зал главы Ассоциации украинских банков Александра Сугоняко и председателя совета АУБ Станислава Аржевитина.

«2008 год был очень сложным для страны и для банков в частности», – философски начал свое выступление Александр Сугоняко. По его словам, прошедший год можно разделить на три основных периода, в течение которых настроение и поведение банкиров менялось практически диаметрально. В первом квартале украинские банки все еще продолжали активно кредитовать своих клиентов, и периодически появляющиеся вербальные заявления о необходимости снижения наращивания займов вызывали не более чем дружелюбные кивки. Сам Сугоняко вспоминает, что ровно год назад на конференции, посвященной итогам 2007 года, предупреждал о необходимости торможения темпов роста. «Я тогда ходил в красном галстуке и говорил, что красный потому, что «стоп-ритейл», – эмоционально рассказывает лидер АУБ. Дабы подтвердить оправданность собственных прогнозов, в АУБ даже подготовили раздаточные материалы прошлого года о негативных тенденциях в экономике и надвигающемся кризисе. Отрицательное сальдо бюджета, платежного баланса, активный рост внешнего долга, инфляция и рекомендации по дальнейшим действиям – обо всем этом говорили еще в прошлом феврале, однако тогда никто не удосужился пожертвовать собственной прибылью ради дальнейших периодов. Оптимизм банкиров, равно как и других участников рынка, обломала высокая инфляция первого квартала. С мая по октябрь банки начали работать в условиях торможения экономики, а с октября начался заключительный этап работы банкиров – в условиях кризиса.

В отличие от западных стран, в Украине не кризис банковской системы проецировался на экономику, а проблемы экономики вызвали кризис банковской системы. Верность этого тезиса Александр Сугоняко пытался доказать в течение полутора часов как преданный «отец украинских банков». По его версии, всего в стране существуют три вида кризиса. Первый – структурный – вызван несопоставимостью структуры украинской банковской системы и спросом. Второй кризис – это кризис недопроизводства украинской экономики, а третий – перепотребления импорта. «Посмотрите, что вы употребляете и во что вы одеты. Я уже говорил когда-то: случилось бы чудо, и нет импорта в этом зале. Мы бы с вами сидели голые или вообще не сидели. И камер бы не было», – наглядно объяснил журналистам г-н Сугоняко. Трагикомическую обстановку разрядил лишь прогноз лидера АУБ, что выход из кризиса для Украины гораздо проще, чем для Германии, Франции и других стран.

Активное торможение

Несмотря на столь пессимистичный внешний фон, банкирам все же удалось в прошедшем году улучшить свои показатели. Совокупные активы украинских банков возросли на 57,4% и составили 971,8 млрд. грн. Правда, темпы роста по сравнению с 2007 годом снизились практически в полтора раза, тогда прирост активов был зафиксирован на уровне 74,9%. В тройке «активных» лидеров года – государственный Ощадбанк и два российских «богатыря» – ВТБ Банк и Альфа-Банк. А наименьший абсолютный рост активов в группе крупнейших продемонстрировали Проминвестбанк и Брокбизнесбанк. Традиционно значительную часть в активах (81,5%) составляют кредитные операции, поэтому замедление этой составляющей и вызвало сокращение общего результата. Характерно, что в этом году темпы роста кредитования физических лиц уступили первенство кредитованию юридических лиц. В последнем квартале для украинских банков стратегическим приоритетом стало обеспечение ликвидности, а не развитие или прибыльность.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло», – так можно охарактеризовать ситуацию, которая сложилась с капиталом банков. За год он увеличился на 73,7%, составив 121,4 млрд. грн. Основными донорами стали акционеры банков, которым пришлось в четвертом квартале существенно увеличить капиталы своих финучреждений. «Давайте снимем шапки перед этими людьми, потому что этими средствами они перекрывали недостатки власти», – говорит Сугоняко. По его словам, отток средств из банковской системы в сумме свыше 50 млрд. грн. не мог быть перекрыт только рефинансированием НБУ, и без такой поддержки многие банки просто не смогли бы осуществлять платежи. В четвертом квартале прошедшего года банки влили в систему 26,9 млрд. грн. нового капитала (+29% по сравнению с девятью месяцами 2008 года), из которых 22 млрд. грн. направлены на увеличение уставного капитала. При этом 12,7 млрд. грн. и 1 млрд. грн. пришлись на государственные Ощадбанк и Укрэксимбанк соответственно, а оставшиеся 12,4 млрд. грн. – на 15 украинских «дочек» зарубежных банков. Еще 4 млрд. грн. попадут в систему во втором квартале 2009 года – в пяти банках планируется дополнительная эмиссия акций.

Банк года

Наиболее яркой фигурой таблицы НБУ по активам стал Ощадбанк. За год финучреждению удалось переместиться с восьмого места на третье. Подобные метаморфозы в группе крупнейших банков встречаются крайне редко. Однако благодаря государственной поддержке финучреждение оказалось самым капитализированным украинским банком, обогнав по показателю собственного капитала в сумме ПриватБанк, Райффайзен Банк Аваль, УкрСиббанк и Укрсоцбанк. Правда, это привнесло и некоторые негативные моменты в работу госбанка. Так, международное рейтинговое агентство Fitch Ratings на прошлой неделе понизило индивидуальный рейтинг Ощадбанка с уровня «D» до «E». Структура пассивов Ощадбанка в последние дни 2008 года существенно изменилась, и фондирование на настоящий момент в значительной мере состоит из средств от Национального банка Украины (52% пассивов на конец 2008 года), которые были использованы для финансирования кредитов «Нафтогаза». Во второй половине декабря Ощадбанк профинансировал «Нафтогаз» на сумму свыше 10 млрд. грн. «Розничные счета являются вторым крупнейшим источником фондирования (32%) и показали себя относительно стабильными, отражая глубину клиентской базы банка и государственную гарантию по депозитам в банке. В IV квартале 2008 года отток депозитов (без учета воздействия валютного курса) составил приблизительно 4%», – говорят в Fitch.

Как отмечает рейтинговое агентство, понижение индивидуального рейтинга Ощадбанка отражает увеличение его зависимости от государственной финансовой поддержки с учетом значительного объема кредитов государственной компании «Нафтогаз Украины», которые были выданы в конце 2008 года. Понижение рейтингов также учитывает риски, обусловленные недавним быстрым ростом активов, ухудшение операционной среды, негативные тенденции качества активов и невысокий уровень корпоративного управления (как показывает директивное кредитование «Нафтогаза»). Кредиты компании составляли очень высокую долю в 53% кредитного портфеля Ощадбанка (равную приблизительно 120% собственных средств банка) на конец 2008 года, и, по мнению Fitch, у «Нафтогаза» могут возникнуть сложности со своевременным погашением этих обязательств за счет своих денежных потоков без какой-либо поддержки со стороны государства.

«Для коммерческого банка такая концентрация кредитного портфеля является недопустимой и несет с собой огромные риски ликвидности», – отмечает экономист Dragon Capital Виталий Ваврищук. Однако, добавляет эксперт, и правительство, и НБУ понимают необходимость поддержки Ощадбанка, и ему всегда гарантирован доступ к дополнительным ресурсам в случае возникновения проблем с выполнением обязательств перед клиентами или кредиторами. Эксперты уверены, что в данном случае Ощадбанк находится «над» регулятивными нормами, согласно которым кредит одному заемщику не должен превышать 10% кредитного портфеля и четверть регулятивного капитала. Между тем существуют определенные исключения, согласно которым по согласованию с регулирующими органами операции проводятся свыше обозначенных лимитов. Экспертов смущает лишь финансовое положение «Нафтогаза», испытывающего серьезные трудности с погашением тела и процентов по кредитам. Теперь же от этих трудностей будет напрямую зависеть и Ощадбанк.

РЕКЛАМА

Прибыльные плюсы

Кризисные тенденции украинских банков не помешали им заработать даже в кризисный год 7,3 млрд. грн. Рост чистой прибыли, по данным НБУ, составил 10,3% по сравнению с 2007 годом. Наиболее успешными оказались ПриватБанк (чистая прибыль – 1,3 млрд. грн.), Укрсоцбанк (791,8 млн. грн.) и Укрэксимбанк (622,1 млн. грн.). Правда, не все банки смогли выполнить намеченные планы. Еще в августе 2008 года банкиры оптимистично заявляли, что есть основания получить прибыль по меньшей мере в два раза большую, чем в прошлом году.

«Основная статья расходов, повлиявшая на финансовый результат банков, – это формирование резервов под активные операции. Расходы на резервы возросли в 2,5 раза, и если по традиции формирование резервов являлось, по сути, механизмом оптимизации прибыли, то по итогам 2008 года резервы банков являются более чем реальными показателем риска», – объясняет заместитель председателя правления – финансовый директор банка «Контракт» Алла Комисаренко. Большинство украинских банков завершили финансовый год с прибылью, при этом кто из них выиграл от девальвации гривни, сказать сложно. Прибыль от переоценки валюты теоретически возможна, если банк имеет длинную валютную позицию. Но такая картина, отмечает Алла Комисаренко, стала для финучреждений почти невозможной, поскольку клиенты уже с октября 2008 года стали конвертировать свои вклады в свободно конвертируемую валюту, а банки шли навстречу клиентам, продавая валюту со своей позиции, поэтому о прибыли за счет девальвации всерьез говорить не приходится.

Однако не все эксперты соглашаются с таким подходом. Так, по мнению аналитика компании «Ренессанс Капитал» Светланы Дрыгуш, хотя объявленные НБУ результаты функционирования украинской банковской системы в 2008 году свидетельствуют об устойчивом росте, они отражают, прежде всего, переоценку банками своих активов и обязательств, номинированных в иностранной валюте по курсу на конец года. «Мы ожидаем волатильности показателей банковского сектора в будущем вследствие ожидаемой нестабильности обменного курса гривни. Это также отразилось на снижении рентабельности капитала с 12,67% в 2007 году до 8,51% в 2008-м, несмотря на сохранение чистой процентной маржи в 2008 году», – отмечает госпожа Дрыгуш.

Кроме того, в компании «Ренессанс Капитал» уверены, что обнародованные НБУ результаты функционирования украинской банковской системы за 2008 год не отражают реального состояния дел в отрасли с точки зрения качества банковских активов. Общий объем плохих кредитов вырос на 153%, а резервы под активные операции увеличились на 145% к декабрю 2007-го на фоне ухудшения качества банковских активов. НБУ потребовал, чтобы банки провели полную переоценку своих кредитных потерь, что, по мнению экспертов, является результатом занижения показателей плохих активов за 2008 год. В «Ренессанс Капитале» ожидают роста числа плохих кредитов в последующих финансовых отчетах, что отрицательно скажется на чистой прибыли банков. В связи с этим возникнет необходимость вливания дополнительного капитала. Кроме того, согласно отчетным данным, видно, что украинские банкиры закладывают высокий уровень риска на следующий период, формируя под проблемные активы соответствующие резервы.

«Доформирование резервов может быть вызвано либо снижением кредитоспособности отдельных заемщиков, либо ухудшением качества кредитных портфелей, появлением просрочки, либо снижением стоимости обеспечения по выданным кредитам. В целом по системе мы прогнозируем ухудшение», – отмечает ведущий финансовый аналитик рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг» Виктор Шулик.

В четвертом квартале прошлого года украинские банки не смогли провести ни одного размещения еврооблигаций и привлекли только $162 млн. посредством синдицированных кредитов, тогда как за первые три квартала 2008 года эта сумма составила $2,2 млрд. Кризис доверия к банковской системе среди населения экстраполировался и на сами банки: ночные ставки на межбанке доходят до 55%.

По мнению экспертов Concorde Capital, общий внешний долг банковской системы на уровне $42 млрд., или трети всех обязательств, в условиях острой нехватки как внешнего, так и внутреннего финансирования несет в себе серьезный риск дефолта для многих финучреждений. Около $16-20 млрд. банки должны погасить в 2009 году, оставшаяся же часть предполагает, что вопрос платежеспособности будет стоять перед отечественными банками так же остро и в 2010 году. По ожиданиям Concorde Capital, к концу 2009 года в Украине может остаться не более половины реально функционирующих банков, остальные вынуждены будут уйти с рынка или будут поглощены более капитализированными конкурентами. Кроме того, еще прошлой весной международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s заявляло, что объем «плохих» кредитов в Украине составляет 75%. Заверения банкиров в том, что эти цифры серьезно преувеличены, могут оказаться пустыми словами исходя из результатов работы банков в первом квартале.

Дополнительные трудности создаются еще и политическими рисками – в условиях неопределенности банкиры не имеют доступа к рефинансированию НБУ с начала года. По мнению главы совета АУБ Станислава Аржевитина, создается впечатление, что власть решает не системные проблемы, а локальные. «Они постоянно искали виноватых и нашли в банках – от НБУ до банков второго уровня», – возмущается г-н Аржевитин. Правда, ответить на вопрос, когда все же стоит ожидать стабилизации, в АУБ так и не смогли. Корень всех проблем находится во власти. Когда будет единая программа выхода из кризиса, тогда стоит ожидать и улучшений. В 2004 году все депозиты вернулись на свои счета уже через месяц после революции. Нужна ли революция в 2009-м, чтобы помочь банкам, – это самый сложный вопрос в нынешние времена. Примечательно, что сам Александр Сугоняко не признался, в каких банках он хранит собственные средства. Сказал лишь, что после окончания срока договора не планирует его продлевать, а намеревается сделать серьезную покупку. Аналогично поступят еще несколько миллионов украинцев. Вопрос лишь в том, кто вернет свои деньги в банки?

Автор – ЕЛЕНА МОШЕНЕЦ
Источник –
http://www.investgazeta.net