Предложение по автокредитам выросло почти втрое, а залоговые автомобили начали пропадатьЗа период с 18 мая по 22 июня количество финучреждений, кредитующих покупку авто, выросло с 9 до 12. При этом количество кредитных программ увеличилось с 37 до 107 предложений. Об этом свидетельствуют данные исследования охватившего 101 банк. Cредняя ставка по гривневым займам за указанный период выросла на 2,7% годовых (до 22,7% годовых), по долларовым упала на 2,1% годовых (до 14,7% годовых), по евро – закрепилась на прежнем уровне (16% годовых).

Резко подскочили максимальные ставки по автозаймам в нацвалюте: по данным исследования, они выросли с 28% до 40% годовых. При этом не изменились валютные: по доллару это 18% годовых, по евро – 17% годовых. Также неизменной осталась минимальная ставка по гривневым кредитам – 0% годовых, при этом с 17% до 12,55% уменьшилась ставка по долларовым займам.

“Не изменилось отношение финансистов к кредитованию машин, где по-прежнему предоставляют только гривневые кредиты под ту же ставку, что и на 18 мая – 24,9% годовых”, – рассказал руководитель отдела аналитики и исследований Павел Бортников.

Как и прежде, средняя и максимальная комиссия по займам в гривне остается на уровне 3,5% от суммы, минимальная – 1% от суммы. Что касается доллара, средняя и максимальная комиссия остались на уровне 3% от суммы кредита, минимальная – 1% от суммы.

Количество кредитных программ увеличилось с 37 до 107 предложений. Как обычно, большинство из них пришлось на гривню – 98 программ. На втором месте оказался доллар (7 программ), на третьем – евро (2 программы).

“Максимальное число предложений (22) было сделано по кредитам сроком до 12 месяцев, за ними шли займы до двух лет – 20 программ и кредиты до трех лет – 16 предложений”, – резюмировала исполнительный директор Maanimo.com Наталия Шталтовная.

Куда пропали залоговые авто?

На рынке всегда были автомобили, ранее приобретаемые с помощью кредитных инструментов. В частности, в аналогичный период 2008 года в Украине продавалось 17-19% подержанных авто в возрасте до 7 лет с кредитной историей. Как правило, заемщик расплачивался с банком, снимал авто с реестра залогового имущества, и дальше уже распоряжался авто по своему усмотрению. Были и авто, которые банки изымали у неплательщиков и ставили на реализацию.

Проанализировав тенденции 2008 и 2009 года, пришли к выводу, что массового появления на рынке «залоговых» автомобилей не наблюдается. Так, год назад в месяц в среднем продавалось 17-18% «кредитных» авто.

РЕКЛАМА

В 2009 году этот показатель увеличился до 21% при сохранении количественных показателей, но такой рост обусловлен ростом самого кредитования в предыдущие годы, то есть формально очень динамично росла доля самого кредитования (в пиковые моменты она достигала 55%).

Если же сравнить количественные показатели, то в 2009 году резкого всплеска «кредитных» машин не наблюдается, а дополнительный приток от банков исчисляется в сотнях штук.

Отметим, что «банковские» автомобили «достигли рынка» лишь к маю и оказались на нем «каплей в море» с долей в пределах 1%. Учитывая тот факт, что банки неохотно идут на демпинг по «залоговым» авто, можно констатировать, что на ценообразование эти автомобили вообще пока не влияют.

За время «кредитного бума» 2003-2008 гг. было продано с помощью кредитов 750 тыс. автомобилей. Большинство заемщиков уже их погасили или находятся на финальной стадии данного процесса. В зоне «риска» находятся до 100 тыс. автомобилей. При нынешней ситуации с платежами, их владельцы в большинстве своем смогут рассчитаться с банками.

Даже если предположить высокую долю неплатежей, то объем в несколько тысяч автомобилей, который может поступить на рынок, тем более растянутый во времени, не окажет влияния. В Украине в месяц в среднем продается около 30-35 тыс. автомобилей, из них 14-16 тыс. – это авто «кредитного» возраста. Одна или две сотни «залоговых» автомобилей не удовлетворят спрос.

Фактически, рынок и сейчас получает бывшие «кредитные» автомобили от тех, кто уже погасил займ. Физические лица более гибко могут снижать стоимость, экспериментировать с рекламными носителями и больше влияют на ценообразование, чем банки.

По материалам – http://www.autoconsulting.ua, http://biz.liga.net